Мария Максимова

Мария Николаевна Максимова родилась в 1946 году в Москве.

В юности занималась плаванием, где ее наставником была известная спортсменка и тренер Лидия Федорова. Затем вошла в команду по морскому многоборью, только начинавшему свою историю виду спорта. Бег, стрельба, гонки на шлюпках — на веслах и под парусом — и, конечно же, плавание. Была в призерах на чемпионате страны. Когда результаты остановились, Мария сразу же поставила точку в своей спортивной карьере.

Окончила Институт физкультуры (ГЦОЛИФК) с «красным» дипломом и после окончания института стала преподавателем кафедры плавания.

Заведующая кафедрой профессор Ольга Ивановна Логунова возглавляла только еще начинавшую свою работу Московскую федерацию фигурного плавания. В актив новой федерации сразу же включили и молодых выпускниц, ставших сотрудниками кафедры, – Наталью Кирпичникову и Марию Максимову. Вопрос о названии нового вида — «фигурное» или «художественное» плавание — дебатировался. Победило последнее, но не надолго, потому что установили общепринятое в мире название — «синхронное плавание». Однако для Марии «художественное» осталось определением того, что ей изначально хотелось делать, что она делала и старается делать в этом виде спорта.

Ключевым для характеристики сделанного Марией Николаевной в спорте более чем за три десятилетия является слово «впервые».

В борьбе за мировое первенство, прежде всего, это — первые победы национальной команды в борьбе за Кубок мира в 1997 году и на Чемпионате мира по синхронному плаванию в 1998 году в Австралии (г. Перт), заложившие основу первых побед сборной команды страны на Олимпийских играх в 2000 году. До них были период отстаивания прав нового вида спорта на существование внутри страны, пора вхождения страны в общемировое течение событий в этом виде спорта, успешный подъем отечественного синхронного плавания к победам на европейских соревнованиях и относительно долгое стояние на месте, когда три первенствующие в мире команды — США, Канады, Японии — оказывались для отечественного синхронного плавания недосягаемыми.

Была и непростая история собственного движения Марии к вершинам тренерского мастерства, включающая эпизоды отнюдь не одной только спортивной борьбы.

Так, во время выезда советских синхронисток за рубеж одна из спортсменок там осталась. За это по возвращении команды спрашивали строго и долго с тренера. Обрушились выговоры и взыскания по всем возможным линиям. Максимову не оставили без защиты. В тот «год взысканий» в многотиражной газете ГЦОЛИФК появился результат ежегодного опроса о «тренере года» среди профессорско-преподавательского состава вуза. Коллеги по институту, где всегда преподавали, многие ведущие и выдающиеся отечественные тренеры, назвали лучшей еще только начинавшую свой тренерский путь Марию Николаевну Максимову. Без преувеличения — бальзам на рану. Не оставил в беде без поддержки и один из руководителей Спорткомитета, чемпион мира по греко-римской борьбе Виктор Михайлович Игуменов, прежде многие годы бывший проректором ГЦОЛИФКа. Тем не менее, 7 лет Максимова оставалась невыездной. Ее отстраняли даже на внутренних соревнованиях от руководства созданной и воспитанной ею клубной командой. Не выезжали за рубеж и ее спортсменки. В синхронном плавании сложилась ситуация, когда на внутренних соревнованиях побеждали одни, а на международных соревнованиях за рубежом страну представляли другие. В этой ситуации на пике возможностей закончила свои выступления Ирина Потемкина — выдающаяся спортсменка, абсолютная чемпионка СССР по синхронному плаванию, завоевавшая 45 золотых медалей за победы на внутренних соревнованиях всех рангов.

Только в 1987 году Марию Максимову снова привлекли к работе в национальную сборную по синхронному плаванию, правда, не как тренера, а в качестве руководителя комплексной научной группы.

Среди первого поколения спортсменок, подготовленных тренером Максимовой, — Ирина Потемкина, Елена Осипова, Татьяна Хайцер, Татьяна Гузеева. Этой команде достались и радость, и тяжесть периода становления нового в стране вида спорта, когда приходилось доказывать спортивному руководству само право вида на административную поддержку, а зрителям — на заинтересованное отношение к нему с их стороны. И эти задачи команда выполняла — четырехтысячные трибуны прыжковой ванны бассейна СК «Олимпийский» заполнялись до отказа, когда в соревнованиях участвовала команда СКИФ «Буревестник».

Наиболее успешными из следующих поколений учениц Максимовой стали 4-кратная чемпионка Европы, участница Олимпийских Игр в Атланте (1996 г.), Заслуженный мастер спорта Максимова Гана и добившаяся наивысшего результата — олимпийской золотой медали за выступление в составе группы на Олимпиаде в Австралии (2000 г.), Заслуженный мастер спорта Ирина Першина.

Для постановщика спортивных композиций Марии Максимовой вдохновителем и одновременно строго спрашивающим заказчиком была и остается музыка.

В 1995 году к Кубку мира в Атланте национальную команду России готовили старший тренер Ольга Васильченко и Мария Максимова. Техническая программа «Птицы» была поставлена Максимовой на музыку композитора Эдуарда Артемьева к фильму «Урга». Эта первая, после возвращения спустя 13 лет к работе со сборной постановка Марии Максимовой произвела, в буквальном смысле слова, фурор среди профессионалов. Оригинальность и музыкальность композиции настолько отличались от всех других технических программ, что судьи, впервые за всю историю синхронного плавания, впустили российскую команду в мировую тройку сильнейших.

Композиции на воде, поставленные Марией Максимовой, не раз оказывались успешными для национальных команд и отдельных их представительниц. Как тренер национальной команды Италии Максимова участвовала в Олимпиаде—2000 в Сиднее. Два года работы с Вирджини Дедье (2001–2002) имели результатом то, что после ухода Ольги Брусникиной французская спортсменка стала чемпионкой Европы, а позже и чемпионкой мира в сольных выступлениях. Национальная команда Испании с композициями, поставленными Максимовой, вошла в число призеров чемпионата мира.

Постановки композиций на воде М. Н. Максимовой были запоминающимися и в цирковых спектаклях (1980/81, 1985/86 и 1989/90), и тогда, когда в рамках первых Всемирных юношеских игр, состоявшихся в Москве в 1998 году, впервые, помимо общей торжественной церемонии открытия, состоялся и праздник открытия состязаний в водных видах спорта — в прыжковой ванне бассейна СК «Олимпийский».

С первых своих шагов в новом виде спорта Мария Максимова делала все для того, чтобы кафедра плавания ГЦОЛИФК оставалась одной из опорных точек отечественного синхронного плавания.

На кафедре была создана первая в стране специализация «Синхронное плавание», теоретический, методический и практический курс проведения которой обеспечивается профессором кафедры М. Н. Максимовой.

В 1987 году Мария Максимова защитила кандидатскую диссертацию (научный руководитель Ю. И. Смирнов), посвященную вопросам объективации судейства в художественных видах спорта. На счету специалиста Максимовой около десятка выступлений на международных семинарах и конференциях. На очередное, состоявшееся в 2005 году в Париже, Мария Николаевна была приглашена вместе с дочерью Ганой Максимовой для выступлений с докладами «Хореография в синхронном плавании» и «Выразительное движение в синхронном плавании».

В рамках коллективного кафедрального труда (в качестве раздела) была опубликована сжатая версия учебника по синхронному плаванию, а в сентябре 2012 года вышла в свет его полная версия «Теория и методика синхронного плавания» (М.: Советский спорт, 2012. — 304 с.)

Счет заслуженных тренеров России среди учениц Максимовой перешел на второй десяток и постоянно увеличивается. Наиболее успешная среди них Елена Полянская — тренер олимпийских чемпионок Ольги Брусникиной и Марии Киселевой. Многие ученицы Марии Николаевны работают в других странах — США, Франции, Италии, Швейцарии, Греции, Израиле.

Награждена почетными знаками «За заслуги в развитии олимпийского движения в России» и «За заслуги в развитии физической культуры и спорта», а также грамотой и медалью Президента Российской Федерации Д.А. Медведева за значительный вклад в развитие спорта и международного сотрудничества, пропаганду здорового образа жизни.